Выселение граждан из жилых помещений
- Категория: Прокуратура информирует
- Просмотров: 626
В качестве специализированных используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Их виды определены в статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Служебное жилье имеет четкое целевое назначение, оно предназначено для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной или выборной должности. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК Российской Федерации).
Специальной нормой - ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены последствия перехода права собственности на служебное жилое помещение, которые для нанимателя влекут прекращение договора найма служебного жилого помещения.
Договор найма служебного жилого помещения может быть либо расторгнут по основаниям, установленным ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо прекращен по основаниям, установленным ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расторжение и прекращение договора найма служебного жилого помещения влечет обязанность нанимателя и членов его семьи освободить служебное жилье. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке.
Частью 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, при условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации категорий граждан, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно данной статье граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действительно ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР были определены категории граждан, выселение которых из служебных жилых помещений допускалось только с предоставлением другого жилого помещения. В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет.
Следует иметь в виду, что право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, иначе при возникновении спорных правоотношений положения данной нормы на них не распространяются.
Таким образом, законодательство Российской Федерации и судебная практика по данной категории дел свидетельствует о том, что предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер, т.к. связано с временным характером трудовых (служебных) отношений. Законом предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - 1 марта 2005 года. Прекращение трудовых либо государственно-служебных отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а также влечет обязанность нанимателя освободить служебное жилье.