Администрация Нижнебаканского сельского поселения
Кадастровая стоимость  земельного участка - это  определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной  оценки земли с учетом ее местонахождения  и классификации по целевому назначению.

Кадастровая  стоимость участка применяется  при расчете земельного налога, арендной платы,  платы за пользование земельным участком, выкупной  стоимости  земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной и муниципальной собственности  собственникам находящихся на этих участках - зданий, строений, сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии  с законодательством РФ об оценочной  деятельности (часть 1 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» от  29.07.1998 № 135-ФЗ). При этом, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний  уровень кадастровой  стоимости по муниципальному району (городскому округу) ( п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Результаты  определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра  результатов  определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений  о земельном участке, использованных  при определении  его кадастровой стоимости,

- установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости  на дату, по состоянию  на которую  была установлена  его кадастровая стоимость.

Оспорить  кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению  споров о результатах  определения кадастровой стоимости или в суде. При этом, обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного  разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд ( ч. 3 ст. 24.18 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Комиссия  формируется  при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п.1 «Порядка…», утвержденного приказом  Минэкономразвития России  от 04.05.2012  № 263).

Срок, в течение которого можно оспорить  результаты определения  кадастровой стоимости - пять лет с момента внесения  в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, до момента  определения новой  кадастровой стоимости.

Для обращения в комиссию составляется заявление, в котором указываются личные данные заявителя (ФИО, адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной. К заявлению прилагаются следующие документы:

1.кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка, содержащая сведения об  оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2.нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего  документа на земельный участок - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости  подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3.документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных  при определении его кадастровой стоимости,- если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. Чтобы подтвердить  это основание, заявитель вправе обратиться  к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган  кадастрового учета с запросом  о предоставлении сведений о земельном участке, использованных  при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения должны быть предоставлены в течение 7-ми дней с даты поступления запроса.

4. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном  виде, - если заявление о пересмотре кадастровой  стоимости подается на основании  установления  в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость  участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях: если отсутствуют вышеуказанные документы, нарушен порядок подачи заявления, величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной  стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение месяца с даты поступления заявления в комиссию. О дате  рассмотрения заявления должны сообщить заявителю и он вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения  заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе  в этом, о чем  уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления. Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также уведомляет  территориальное управление Росреестра и кадастровую палату субъекта.

Предусмотрен также судебный порядок оспаривания результатов  определения кадастровой стоимости.

Если комиссия отказала в пересмотре  кадастровой  стоимости или если данная стоимость не оспаривалась в комиссии, можно обратиться в судебный орган. В данном случае необходимо подготовить  административное исковое заявление и необходимые документы.

В административном иске  могут содержаться следующие требования ( п. 2 Постановление Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28):

- об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении  его кадастровой стоимости  в связи с  выявлением  недостоверных сведений  об объектах оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической  и (или) кадастровой ошибки (то есть требования о пересмотре  кадастровой стоимости),

- об оспаривании решения или действия  (бездействия) комиссии.

В зависимости от  заявленных требований  будет отличаться порядок  административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства РФ, требования  об оспаривании  решения или действия  (бездействия) комиссии - по правилам  главы 22 и 25 КАС РФ.

Также в административном заявлении должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 1 статьи 125, частью 2 статьи 220 и частью 1 статьи 246 КАС РФ, а в случае оспаривания  действия (бездействия) комиссии - сведения, указанные в пунктах 5 и 7 части 2 статьи 220 КАС РФ.

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд федерального  значения, областной суд, верховный суд республики,  краевой суд, суд автономной области и автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой  стоимости либо  государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления ВС РФ).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки:

- не позднее пяти лет с даты внесения в государственный  кадастр недвижимости  оспариваемых результатов определения кадастровой оценки  стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ),

- в течение 3-х месяцев со дня, когда  гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов,- в случае  оспаривания  решения или действия (бездействия) комиссии (ч. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 4,8 Постановления  Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28).



По общему правилу суд должен рассмотреть  административное исковое  заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение 2-х месяцев, а заявление  об оспаривании  решения  или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца.

При  рассмотрении дела  о пересмотре кадастровой стоимости  административный истец должен доказать недостоверность сведений  о земельном участке, использованных при определении  его кадастровой стоимости, а также  величину рыночной стоимости, устанавливаемой  в качестве кадастровой, на дату, по состоянию  на которую установлена его кадастровая стоимость ( ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

При  положительном решении суда в резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой  стоимости, а также  на дату подачи искового  заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ, п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28).

Если по решению суда или комиссии кадастровая стоимость земельного участка  была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством  РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее внесения  в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом, также  хотелось бы обратить внимание  на следующее.

Как уже было указано выше, действующим законодательством в сфере оценочной деятельности, предусмотрен способ пересмотра  утвержденной  кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и (или) в суде.  При этом указанный способ защиты  прав, с одной стороны влечет издержки для граждан и организаций, связанные с подготовкой отчета рыночной стоимости объекта недвижимости, а с другой стороны, в случае в случае снижения  кадастровой стоимости  - выпадающие доходы для бюджетов.

Кроме того, 15.07.2016 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, которым предусмотрен фактический запрет на проведение государственной кадастровой оценки по действующему порядку с привлечением рыночных оценщиков в период с 2017 г. по 2020 г., на применение в течение указанного периода кадастровой стоимости, актуальной на 01.01.2014 или на 01 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 01.01.2014 кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась в целях налогообложения. При этом, в случае, если кадастровая стоимость, определенная  после 01.01.2014, меньше указанной кадастровой стоимости, осуществляется применение меньшей кадастровой стоимости.

Также с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ, который предоставил право уполномоченному органу субъекта РФ наделять полномочиями, связанными  с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.