С 01.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, который внес изменения в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов и регламентировал новый порядок установления публичных сервитутов.
В случае, если лицами подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений либо подключения к ним, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, проведении инженерных изысканий в отношении линейных объектов и отдельных сооружений органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. В таком случае вышеуказанными органами обеспечивается извещение правообладателей земельных участков путем:
- опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов;
- размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте Уполномоченного органа и соответствующего муниципального образования;
- размещения сообщения на информационных щитах в границах соответствующего населенного пункта или муниципального образования;
- размещения сообщения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Правообладатели земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 30-ти дней со дня опубликования сообщения в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, подают в Уполномоченный орган заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).
В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями земельных участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты. Правообладатели земельных участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на земельные участки.
Как ранее было сказано, такие лица имеют право требовать от обладателя публичного сервитута плату за публичный сервитут не более чем за 3 года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав).
Обладатель публичного сервитута в срок не более чем два месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута и вносит плату за публичный сервитут.
Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение 14-ти дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.
При этом обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.
Если в течение 30-ти дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.
В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.
Также правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Удостоверяющего центра: https://uc.kadastr.ru. По всем техническим вопросам можно обратиться по телефону: 8-861-992-12-99, или по адресу электронной почты:
_____________________________________________________________________________________
Начальник отдела инфраструктуры пространственных данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Краснодарскому краю
Дмитрий Семенович Тонхоноев